Колыбельные. Пестушки. Потешки., Маленькому ребенку на Руси пелись колыбельные, пестушки. Где сейчас эти колыбельные? помнят ли их мамы, поют ли своим крохам? Давайте петь, давайте радовать своего ребенка и себя. Давайте собирать здесь эти маленькие добрые песенки.
Я тоже и сама допеваю куплеты, смотрю и муж тоже сам на этот мотив придумывает когда деток качает на руках)). Впервые услышала колыбельную Хюрен - очень нежная, я не смотрю сериал, но моя мама смотрит и я в курсе всех событий)).
А вообще у нас в Костроме есть специальные занятия, которые так и называются "Пестование". Мы там не только колыбельные поем, а еще массаж делаем, упражнения всякие, на мячиках деток катаем, хороводы водим и все это с русскими народными пестушками. Специальный муз работник поет, а мы повторяем. Мне очень нравится, и малышу тоже.
Пришел медведь к броду, встал на колоду,бултых в воду. Уж он мок, мок, мок Уж он кис, кис, кис вымок, выкис, вылез. высох, . Встал на колоду - бултых в воду.
Уж он мок, мок, мок Уж он кис, кис, кис вымок, выкис, вылез. высох, . Встал на колоду - бултых в воду.
В ЯМКУ БУХ... и другие игры для малышей на родительских коленях/ Играть можно с 7-8 мес. когда малыш уже уверенно сидит, сажаете себе ребенка на колени лицом к себе, держите за ручки и трясете на коленях в такт стишку, когда наступает момент "в ямку бух" раскрываете колени и малыш падает между ними. Для самых маленьких можно играть сидя на кровати, как показано на фото.
Ехали мы ехали с орехами, с орехами, Поскакали, поскакали с калачами, с калачами В приприжку вприскочку по кочкам по кочкам, да в ямку - бух!
• Ехали, ехали, в лес мы за орехами По кочкам, по кочкам, в ямку БУХ, Раздавили 40 мух!
• Еду-еду к бабе, к деду На лошадке, в красной шапке, Мимо кошки и Антошки По тропинке, по дорожке Прямо, прямо А потом вдруг в яму Бух! Упали
• Шла коза на каблуках В новых красных сапогах Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила Бух!
• Ехали медведи на велосипеде, с кочки на кочку, в ямочку, БУХ!
• Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом... в яму! Бух!
• Ехал мальчик маленький На лошадке серенькой – По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам, Прямо в яму – бух!
• Ехал пан, пан, пан, Ехал сам, сам, сам По ровной дорожке, по ровной дорожке, По кочкам, по кочкам – Бух в ямку!
• Ехала барыня По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам - Да бух!
• Ехали, ехали, К бабе за орехами, В ямку - бух! А там - петух.
• Ехали, поехали, В лес за орехами. В ямку - бух, а там - петух.
• Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки! Едет Маша на подушке! На подушечке верхом! Бух! С подушки кувырком!
Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет. У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть, и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу.
В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам. Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни. Главный учитель — мама!
Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.
Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа. Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.
Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.
В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.
Упражнения для малыша от 0 до 14 дней.
В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.
Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности.
Для этого мама делает: Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.
Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев
Мы рекомендуем приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.
Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.
Потягунушки Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка. Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.
Потягунушки-порастунушки! Потягунушки-порастунушки! А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунюшки, Поперек — толстунюшки, А в ушки — слышунюшки, А в глазки — глядунюшки, А носику — сопунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок!
Поколачивание ножки Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей. Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:
Куй, куй, каблучок! Подай бабка башмачок. Не подашь башмачка — Не подкуем каблучка.
Упражнения для рук Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям. Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.
И батюшке — сажень, И матушке — сажень, И бабушке — сажень, (далее перечисляют несколько родственников), А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга! (или «а нашей девочке …»)
На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны. Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.
«Бокс» Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):
Тяни холсты, Холсты просты, Тяни, тяни, потягивай, Поперек, поперек, перекладывай. Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.
Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:
Тоню тяну, Рыбу ловлю, Ловись, ловись, рыбка, Маленькая и большая! На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны. Массаж спинки.
Поглаживание Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение. Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз). При этом приговариваем:
Идет бай по стене, Несет лапти на спине, Детенкам по избенкам, Дарит по лаптенкам…
«Вьюшки» — Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:
Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.
Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев
Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.
«Ладушки» Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки, мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.
Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? Бражку. Бражка сладенька, Кашка масленька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели. Полетели, полетели, Полетели, полетели, На головушку сели. При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.
«Коза рогатая» Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех. Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).
Идет коза рогатая За малыми ребятами, Забодает, забодает, забодает! На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.
Покачивания Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает. Поехали, поехали До дедушки с орехами, До бабушки с орехами Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).
Если вы не умеете петь колыбельные песенки, можно выучить пару стишков-засыпалок и читать их ребенку перед сном.
► Пять щенят Пять щенят cпать хотят, А шестой — не спит. Пять щенят спать хотят, А шестой — шалит! Хвостиком виляет, Громко, громко лает! Он бы лаял до утра, Да подумал… («спать пора!») Мирно хвостиком вильнул И — быстрее всех… (уснул) И тебе он, между прочим Пожелал… («Спокойной ночи») *** Спи малыш мой сладко-сладко Пусть присниться шоколадка Или зайчик или мишка Или веселая мартышка Спи сыночек засыпай глазки сладкий закрывай! *** Сладко спи ребенок мой глазки поскорей закрой баю-баю птенчик спать! будет мать тебя качать, папа сон оберегать!
► Ежата Трое маленьких ежат На кровати в ряд лежат. Рядом мамочка-ежиха Говорит им тихо-тихо: Вам давно пора уж спать, Чтобы рано утром встать, Посмотреть, как на поляне, Лошадь белая в тумане, Тихо будит облака. Как притихшая река Ветки ивы умывает, Как туман под солнцем тает, Как, рассеивая тень, К нам приходит новый день. А пока, ежатки, спите, В новый день во снах летите
► Пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит.
► Засыпалка Нам ножки сегодня сказали: «Мы так сегодня устали, Мы столько сегодня прыгали, Что больше совсем не хотим, Чтобы нами опять дрыгали. Мы хотим полежать, отдохнуть, Чтоб завтра снова пуститься в путь!» И ручки сказали: «Мы тоже очень устали, Мы одевали, кормили и мыли, И еще рисовали, Вы знаете, как мы устали?» И каждый пальчик сказал: «Я тоже устал! Я тоже трудился и помогал! И ложку держать и глаза умывать! Дайте теперь нам поспать!» И ушки вдруг зашептали: «И мы тоже устали, Мы целый день Всех внимательно слушали, Мы столько узнали… Мы были бы рады, Если б поспали!» И глазки сказали: «Ох, а мы как устали! Мы так устали, что аж защипали. Мы столько сегодня видели, А теперь хотим мы поспать, Давайте нас закрывать!» И ротик сказал и зазевал: «Я тоже устал, Я жевал, я кусал и кричал. Давайте скорей отдыхать, Чтобы завтра опять »Доброе утро" сказать!" И язычок пролепетал: «А сколько я рассказал, Почмокал, почавкал и прорычал, Я тоже очень устал!» И только носик промолвил: «А я не устал! Вы все тихонько лежите, Отдыхайте и спите, А я буду вас охранять, Спокойно дышать и дышать...»
► Дедушка-Вредушка Дедушка-Вредушка К нам не заходи! Дедушка-Вредушка Дом наш обойди. Нет у нас Капризных деток — Нет, нет, нет! Видишь, спать ложимся? Видишь — выключаем свет?!