Постуральный гипотензивный синдром у беременных и рожениц
Ю. И. Ерофеев
У некоторых женщин во второй половине беременности в положении на спине появляется слабость, головокружение и иногда одышка. Нередко «при этом артериальное давление падает настолько значительно, что развивается гипотонический коллапс. В отечественной литературе нам удалось встретить краткое описание только 6 случаев подобного состояния М. М. Шехгманом, К. М. Федермессером и О. К. Масловым (1964). В зарубежной литературе. Предполагают, что в основе патогенеза этих явлений, лежит сдавление нижней полой вены беременной маткой, которое ведет к недостаточному притоку крови к правому сердцу.
По данным Ооойзоп Л. Н. гипотензивный синдром встречается в 11,2%. Имеются описания небольшого числа наблюдений.
Мы наблюдали постуральный гипотензивный синдром у 16 беременных и рожениц. У большинства из них срок беременности был 39—40 недель. Одна женщина страдала сахарным диабетом компенсированной формы, две — недостаточностью митрального клапана без нарушения кровообращения, у одной была транзиторная форма гипертонической болезни легкой степени и у одной незначительно выраженная нефропатия. Остальные 11 женщин были здоровы.
Развитие синдрома наступало через 2—3 минуты после того, как беременные ложились на шину. Обычно вначале появлялась быстро нарастающая слабость, бледность кожных покровов и затем головокружение с потемнением в глазах. Нередко присоединялись тошнота и холодный пот. Более редкими симптомами были звон в ушах, боли за грудиной и ощущение усиленного шевеления плода. Некоторые женщины испытывали чувство давления дна матки на эпигастральную область и подреберье, что затрудняло дыхание. У всех женщин отмечено учащение дыхания. Однако даже при сравнительно тяжелом состоянии значительная одышка наблюдалась не всегда.
Наиболее выраженными были нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Так, например, в положении на спине у всех
беременных развивалась гипотония. У большинства артериальное давление падало ниже критического. У 5 было зарегистрировано снижение систолического давления до 50—40 мм рт. ст. и диастолического до 30 мм рт. ст. и даже до 0. У одной беременной артериальное давление упало настолько низко, что определить его на плечевой артерии не удалось. Быстро и внезапно развивавшееся тяжелое гипотоническое состояние часто напоминало картину геморрагического шока. Последнее, по-видимому, способствовало тому, что у 2 беременных был заподозрен разрыв матки и у одной роженицы отслойка плаценты. Кроме того у одной из рожениц состояние было ошибочно расценено, как кардиальный коллапс в результате инфаркта миокарда. Что касается венозного давления, то отмечено его повышение ниже прижатия маткой нижней полой вены; выше этого препятствия давление, наоборот, падало (флеботонометрия на нижних и верхних конечностях).
Сердцебиение плода всегда учащалось, достигая иногда 150—160 ударов в 1 мин. Вслед за тахикардией в 10 случаях наступало его замедление, в 7 из которых брадикардия доходила до 90 ударов в 1 мин.
Можно считать, что положение на спине, особенно горизонтальное, является неблагоприятным еще и потому, что при нем отмечается самое высокое стояние дна матки, а отсюда и диафрагмы. Последнее ведет к более значительному смещению сердца, затрудняя его деятельность, и ограничивает экскурсию легких. Наиболее благоприятным положением, особенно при малейшем проявлении симптомов сдавления нижней полой вены, следует признать боковое, а если допускает состояние женщины, то и вертикальное. В этих положениях с перемещением центра тяжести матка, благодаря податливости брюшной стенки, отклоняется кпереди и несколько книзу, способствуя опусканию диафрагмы. Так, измеренное нами у беременных расстояние от дна матки до мечевидного отростка, оказалось в положении на боку-почти в 2 раза больше, чем в положении! на спине. Жизненная емкость легких увеличивалась в среднем на 200 мл. Некоторое увеличение ЖЕЛ достигалась и в положении беременной - на спине, но только при условии, если приподнимали головную часть кровати.
Необходимо подчекрнуть очень важную и характерную особенность синдрома. Она заключается в том, что для выведения даже из самого тяжелого постурального гипотонического коллапса нет необходимости в применении медикаментозных средств. Достаточно беременной или роженице повернуться на бок, как все явления тут же исчезали.
Результат родов у 16 обследованных нами женщин был следующий. Самопроизвольно родились только 8 детей, в остальных случаях роды были оперативные. У 5 беременных и рожениц они закончены кесаревым сечением, при 4 родах были применены щипцы (два случая), вакуус-экстрактор и извлечение плода за тазовый конец. В 5 случаях единственным показанием к оперативному родоразрешению послужила асфиксия плода. В остальных случаях - показания к этому были со стороны матери и плода. Из 17 детей (одни роды были двойней) у 11 имелись при рождении те или иные признаки асфиксии. Было 2 мертворождения смерть одного плода наступила интранатально; второй родился в асфиксии, но оживить его не удалось. Эти асфиксии невозможно объяснить одними лишь экстрагенитальными заболеваниями и имевшейся акушерской патологией, тем более что при 5 асфиксиях ни того ни другого не было. К тому же одна роженица с пороком сердца разрешилась без каких-либо осложнений. А три другие женщины с экстрагенитальными заболеваниями имели компенсированные формы их и были заранее госпитализированы и подготовлены к родам.
По-видимому возникновение асфиксии плода связано с явлениями гипотензивного синдрома, обусловленного сдавлением нижней полой вены. Последнее имело место в родах, так как периодически все роженицы, особенно во время потуг, вынуждены были занимать положение на спине.
С самого начала третьего периода родов всем роженицам придавали горизонтальное положение, но обнаружить при этом признаки гипотензивного синдрома ни у кого не удалось.
В послеродовом периоде женщины не только перестали избегать положения на спине, но даже, наоборот, предпочитали проводить на спине большую часть времени.
Вывод ы:
1. Большинство беременных с постуральным гипотензивным синдромом не имеют экстрагенитальной и акушерской патологии. Ведущим в патогенезе нарушения гемодинамики при этом осложнении является сдавление маткой нижней полой вены.
1. Состояние постурального гипотонического коллапса сходно с картиной геморрагического шока, что может повлечь к диагностической ошибке, применению неправильного метода лечения и тактики ведения родов.
2. Для дифференциального диагноза и выведения беременной из этого состояния достаточно повернуться ей на бок или принять полусидячее положение, лучше с наклоном, смещающим матку от средней линии.
3. Развивающаяся гипотензия у матери при сдавлении нижней полой вены отрицательно влияет на плод, вызывая асфиксию.
4. В целях профилактики описанного синдрома родораз- решение у предрасположенных к нему женщин следует проводить при положении роженицы на боку. Допустимо ведение родов также с высоко приподнятым головным концом туловища и некоторым наклоном его в сторону.