К вопросу о переношенной беременности
К. И. Роговая
В настоящее время решить задачу установления срока истинной длительности беременности у человека пока еще не представляется возможным. Об этом говорят многочисленные литературные данные, причем большинство авторов сходится на том, что истинная длительность беременности у человека значительно варьирует. Еще труднее определить срок переношенной беременности.
Под переношенной беременностью - подразумевается беременность, которая продолжается 42 недели и больше. Большинство авторов рассматривает переношенную беременность как процесс патологический (А. Я. Красовский, И. П. Лазаревич, К. К. Скробанский, А. И. Петченко, Е. Я. Ставская, П. А. Степанова и др.).
Частота переношенной беременности у человека варьирует в пределах от 10,2% до 19,2% по отношению к числу родов в том или ином учреждении (А. М. Чобот, Е. Я. Ставская, И. Ф. Жордання).
Этиология переношенной беременности в настоящее время не может считаться выясненной.
Диагностика до родов остается весьма затруднительной (П. П. Кейсар, Б. С. Давидсон). Большую роль играет тщательно собранный анамнез и некоторые объективные данные как клинические, так и лабораторные. К клиническим данным относятся уменьшение живота на 10—15 см, замедленные движения плода, изменение характера его сердцебиений. Из лабораторных данных важным является повышенное выделение 17-кетостероидов — 31,47 мг в сутки (А. М. Фой), появление в влагалищных мазках маленьких эозинофильных клеток (Ватевиль), ядериый пикноз (В. А. Лукащук).
Переношенная беременность потенциально таит в себе значительные осложнения для матери и плода (И. Ф. Жорданиа, Г. Г. Гентер, А. И. Петченко и А. И. Кондратенко).
Новорожденный при переношенной беременности имеет характерные отличительные черты.
Большинство отечественных авторов придерживается при лечении переношенной беременности консервативных методов (медикоментозных) прибегая к оперативному лечению, лишь в случаях, когда в родах создаются какие-либо патологические особенности (Е. Я. Ставская, А. М. Фой, В. Н. Савицкий и др.)..
За 1962—1963 гг. на 6693 родов перенашивание беременности наблюдалось у 82 женщин (1,22%). По возрасту эти женщины распределялись: до 20 лет— 1, от 21 до 30 — 30 до 31 и . больше — 51. Нам удалось установить, что перенашивание встречается чаще у женщин, имевших какие-либо нарушения менструального цикла, характерные для инфатилизма (37 человек), аборты (искусственные и самопроизвольные, 66 чел.).
Воспалительные заболевания в анамнезе мы отметили у 20 женщин. У 72 (87,8%) женщин был отмечен избыток в весе по отношению к их росту: до 10 кг— 19, до 20 кг — 34, свыше 20 кг— 19. Эти данные могут навести на мысль, что значительное несоответствие между весом и ростом матери может быть этиологическим фактором переношенной беременности. То же можно сказать и про токсикозы I и II половины беременности (47 человек).
Из осложнений в родах отмечены: безводный промежуток свыше 4 часов у 33 женщин, свыше 12 часов — у 19. Первичная и вторичная слабость родовой деятельности встретились у 14 женщин. Общая продолжительность родов при переношенной беременности в среднем составила: в 1962 г. — 22,6 часов, в 1963 г. — 19,8 часов. Кровопотеря свыше 400 мл в
1962 г. была у 17 женщин, свыше 1000 мл у 1 женщины; в
1963 г. — свыше 400 мл—у 7% женщин, свыше 1000 мл не было. Объем оперативных вмешательств: в 1962 г.: ручное отделение последа — 3, вакуум-экстракция — 4, краниотомия— 4, кесарево сечение—1; в 1963 году—ручное отделение последа— 3, вакуум-экстракция — 4, краниотомия—0, кесарево сечение 11.
Мы склонны объяснить уменьшение частоты и количества кровотечений, а также таких оперативных вмешательств как ручное отделение последа, краниотомии в 1963 г. более рациональным ведением родов. Как показал опыт, операция кесарева сечеиия сыграла в 1963 году положительную роль, поскольку процент мертворождений снизился. Разрывов промежности I и Пстепепи было 10 (32,1 %); разрывов шейки матки—
4. В послеродовом периоде за 2 года было отмечено: маститы у 4 родильниц, послеродовой симфизит — у 1.
Внутриутробная асфиксия плода в родах была зарегистрирована у 29 рожениц (35,3%), после соответствующего лечения в асфиксии родилось только 11 детей (в синей— 10, 'В белой— 1) — 13,4% по отношению к количеству детей родившихся у женщин с переношенной беременностью. Умерло двое детей (из них 1, родившийся в белой асфиксии).
В 1962 г. было 15 мертворождений, в 1963 г. — 2.
Средний вес детей, родившихся при переношенной беременности, составил 3800 г, средняя длина 53 см. С весом свыше 4000 г родилось 24 ребенка (29,2%). Заболеваемость детей: родовая травма — 5, желтуха — 4.
Переношенная беременность подтверждалась изменениями в плаценте. Обызвествление плаценты встретилось у 27 женщин (32,9%).
Наши принципиальные установки в отношении ведения переношенной беременности: при установлении срока беременности в 41 неделю и выше обязательное стационирование в отделение патологии беременных. После подтверждения диагноза назначается трехдневный гормональный фон с последующим возбуждением родовой деятельности. Если такое «развязывание» родов не дает эффекта, мы вскрываем плодный пузырь и приступаем к возбуждению родовой деятельности. Такую тактику мы применили в отношении 71 роженицы и только у 11 рожениц мы прибегли к операции кесарева сечения.
Выводы:
1. По сравнению с литературными данными по нашим наблюдениям перенашивание беременности встречается значительно реже.
2. Своевременно начатое активное лечение переношенной беременности значительно уменьшает осложнения для матери и плода.
3. Рост числа случаев кесарева сечения в 1963 г. по сравнению с 1962 г. можно расценить как положительный фактор (снизилось количество мертворождений).
4. Своевременная диагностика внутриутробной асфиксии плода и правильно проводимое лечение привели к снижению процента детей, родившихся в асфиксии.
5. Основная роль в профилактике переношенной беременности принадлежит женской консультации.